Доходчивые цифры
Доходы населения растут, но неравенство неизменно. Откуда казахстанцы берут деньги и сколько нужно, чтобы войти в 10% самых обеспеченных граждан?
Опубликовано: 24 июня 2024 г. в 15:27
В январе-марте этого года на одного казахстанца приходился денежный доход в размере около 106 тыс. тг в месяц – 318 тыс. тг в квартал в расчете на душу населения. По сравнению с тем же периодом 2023-го показатель подпрыгнул даже с поправкой на инфляцию, да и вообще в последние годы чаще всего меняется в лучшую сторону. Однако одна вещь обычно остается неизменной: распределены доходы довольно неравномерно. Например, около 60% населения живет в домохозяйствах, где денежный доход на человека не превышает отметки в 100 тыс. тг в месяц. А если оценивать благополучие казахстанцев по их уровню потребления, то обнаружится, что доходы 10% самого обеспеченного населения почти в 6 раз превышают 10% наименее обеспеченного. И такая пропорция сохраняется годами. Как сейчас отличаются доходы казахстанцев в разных регионах страны? На что казахстанцы тратят те деньги, которые у них есть? Разбираемся в деталях в большом материале DataHub.
Статистика, о которой пойдет речь, основана на выборочном обследовании 12 тысяч казахстанских домохозяйств. Респонденты сами указывают сведения о своих доходах, расходах, потреблении, а БНС АСПиР РК рассчитывает значения на основании их ответов. Приводятся притом два типа дохода: денежный доход и доход, использованный на потребление.
Честно заработанное
Разбираться с данными об уровне жизни граждан начнем с денежного дохода. Он складывается из трудовых доходов, социальных выплат, помощи родни, процентов по вкладам, сдачи жилья в аренду и прочих, более экзотических поступлений типа выигрышей в лотерею. Цифры приводятся на душу населения, т.е. общая сумма всех перечисленных выплат делится на общую численность граждан, без учета того, какова структура их собственных доходов.
Посмотрим, откуда вообще у казахстанцев обычно берутся деньги. В целом по стране результат довольно предсказуем: в основном, на три четверти, денежный доход обеспечивает трудовая деятельность, около 17% – пенсии, а все прочие типы поступлений дают в сумме меньше десятка процентов. В последние пять лет эта структура более-менее стабильна, хотя в локдауны 2020-го отмечалось снижение доли трудовых доходов.
При том по регионам ситуация может заметно отличаться: например, в Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях пенсии в I квартале 2024-го обеспечивали более заметную часть доходов, чем по РК в целом – около четверти. В целом это выглядит закономерно с учетом сравнительно высокой доли пожилого населения и вышедших на пенсию граждан, но любопытно, что доля пенсий в структуре доходов сравнительно велика и в Алматы. Показатель по мегаполису составляет 22,4%, хотя доля граждан, вышедших на пенсию, здесь заметно ниже, чем в ВКО и СКО.
Еще деталь: очень сильно отличается доля доходов от работы не по найму – то есть самозанятости и предпринимательской деятельности. В Туркестанской области и Шымкенте это четверть и пятая часть всех доходов соответственно, а средний уровень по стране – всего около 9%. В таких регионах, как Мангистауская и Атырауская область, речь идет всего о паре процентов. И ничего удивительного, ведь и там, и там высокие средние зарплаты в найме за счет добывающей промышленности.
Но перейдем к конкретным суммам в деньгах. Сама сумма денежного дохода в среднем по стране составляет, как мы уже выяснили, 318 тыс. тг в квартал, но по регионам уровень опять же сильно варьируется. Самый высокий уровень фиксируется в Астане – 459 тыс. тг, на 44% выше среднереспубликанского уровня. Самый низкий сейчас в Туркестанской области, 227,2 тыс. тг, на 29% ниже среднереспубликанского уровня. Сама столица, таким образом, опережает южный регион в два раза, и эта пропорция годами особенно не меняется.
Кстати, до 2020 года Астана уступала в показателе денежного дохода Алматы. Ровно десять лет назад нынешняя столица отставала от прежней на 22%, а сейчас ее показатели на 11% выше.
Съели, выпили,
оделись
Ну а как население тратит деньги? В основном – на товары и услуги. На этот сегмент приходится в среднем по стране более 90% всех денежных расходов, причем основной вклад более чем в 50 процентных пунктов вносит продовольствие. Помощь родне, налоги, платежи по кредитам в совокупности дают менее 10%, и в этой части самый заметный компонент – погашение долга. В I квартале его доля составляет около 7% от всех расходов населения.
Сама структура, опять же, принципиально не меняется от квартала к кварталу, но отличается по регионам. Например, в Мангистауской области потребительские нужды утягивают на себя больше 99% всех денежных расходов, а доля других категорий очень низка. А вот в Ұлытау потребительские расходы составляют всего 82%, но зато довольно заметна доля расходов на погашение долга – 16%.
Как все эти траты выглядят в деньгах? По РК в целом показатель денежных расходов в среднем на душу населения в I квартале составляет больше 283 тыс. тг, т.е. около 94 тыс. тг в месяц. Самые низкие денежные расходы, как и денежные доходы, в этом квартале в Туркестанской области – около 192 тыс. тг в квартал. А вот лидер тут уже не Астана, а Алматы – 382 тыс. тг в квартал на одного жителя, тогда как показатель столицы – 373 тыс. тг.
Алматинцы заметно больше прочих тратят на еду и безалкогольные напитки – 181 тыс. тг в квартал, опережая чуть не в два раза показатели самой «скромной» Кызылординской области (105 тыс. тг). А вот лидеры по непродовольственным тратам в прошлом квартале – Карагандинская область: тут показатель составляет 82 тыс. тг, тогда как у «антилидера» Туркестанской области речь всего про 37 тыс. тг.
Кстати, не иначе как самые модные казахстанцы проживают в Шымкенте: тут самые высокие среднедушевые траты на одежду, ткани, обувь – около 28 тыс. тг в квартал, что почти в два раза выше, чем в соседней Туркестанской области, одной из «антилидеров» категории (15 тыс. тг).
Самая курящая область, похоже, СКО. Речь про примерно 9 тыс. тг на табачные изделия на человека в квартал, что – если уж сравнивать вредные привычки – в 2,5 раза выше трат местного населения на алкоголь. В целом по РК, кстати, расходы на табак составляют около 4 тыс. тг и тоже заметно опережают расходы на алкоголь (менее 2 тыс.).
При этом в Казахстане все же есть места, где на выпивку тратят больше, чем на курение. Это всего два города – Астана (3,6 тыс. на алкоголь и 2,7 тыс. на табак) и Алматы (3,8 тыс. и 3,5 тыс. тг соответственно). При этом ни одна из столиц лидером по расходам на алкоголь не является – тут в стране впереди ВКО с показателем в 4,2 тыс. тг в квартал.
Такие разные доходы
Однако самое интересное в расходах не столько траты как таковые, сколько то, что именно на основании этих данных БНС АСПиР РК оценивает дифференциацию, разброс доходов, показатели бедности. Подход казахстанского статбюро не общепринят даже среди государств ЕАЭС, из-за чего тот же уровень бедности сравнивать в них не получается. Но логика понятна: если ты много тратишь, ты можешь себе это позволить; если тратишь очень мало – то, вероятно, тебе просто нечего тратить.
Статистика оперирует таким понятием, как доходы, использованные на потребление. Это потребительские расходы (без вложений в производство и накопление) плюс денежная оценка того, что человек потребил в натуральной форме, например за счет собственного хозяйства.
То есть доходы в данном случае оцениваются напрямую через расходы, что делается, как формулирует БНС, «для объективного отражения материального благосостояния населения». Такой подход позволяет исключить недостоверную информацию о доходах, к примеру из-за теневой занятости, а заодно можно учесть уже упомянутое потребление в натуральной форме (хотя его вклад весьма скромен).
Вернемся к цифрам: сам показатель дохода, использованного на потребление, в среднем по РК в I квартале составил 288 тыс. тг, т.е. по 96 тыс. тг в месяц. Поскольку сама сумма почти полностью формируется за счет денежных расходов, список лидеров и антилидеров по регионам тут тот же, что в случае с тратами: впереди Алматы (382 тыс. в квартал), в конце рейтинга – Туркестанская область (195 тыс. в квартал).
Сами средние значения, конечно, не всегда отражают реальную картину – из-за очень разного уровня жизни в разных семьях. Так, в целом по стране две трети населения живет в домохозяйствах со среднедушевым показателем использованного на потребление дохода в размере не больше 100 тыс. тг в месяц, причем примерно у 14% показатель не превышает и 50 тыс. тг. Уровень выше 200 тыс. тг в месяц отмечается лишь у 5% населения.
Для оценки неравенства статистика обычно разделяет граждан на группы с одинаковой численностью, но разным уровнем доходов, чтобы сравнить их показатели между собой. Сначала население ранжируется по уровню благосостояния от минимального к максимальному, а потом и разбивается на упомянутые группы – обычно так называемые децильные, то есть по 10%. Границей между группами служит максимальный уровень дохода в каждой из них. Нижним децилем оказывается 10% наименее обеспеченного, верхним – 10% наиболее обеспеченного населения.
В I квартале 2024 года это деление выглядит таким образом: верхней границей дохода самой малообеспеченной группы стала отметка в 47 тыс. тг. То есть 10% казахстанцев в январе-марте в месяц направляли на потребление доход не более этой суммы. Среднее значение внутри группы, соответственно, еще ниже – 39 тыс. тг.
Ну а чтобы попасть в 10% наиболее обеспеченных казахстанцев, достаточно использовать на потребление доход в размере около 163 тыс. тг в месяц на человека. Всего лишь. Но разброс внутри верхнего дециля тоже значительный. Среднее значение для группы – 235 тыс. тг, а верхняя граница – около 1 млн 800 тыс. в месяц. И это еще далеко не максимум: в IV квартале 2023-го, к примеру, обследование «поймало» показатель больше 4 млн. Напомним притом, что речь идет не о сумме денежных поступлений вообще, а именно о доходе, использованном на потребление.
В итоге, если смотреть, как все использованные на потребление доходы распределяются по децильным группам, то картина получается такая. На 10% наименее обеспеченных граждан приходится около 4% от общей суммы, на 10% наиболее обеспеченных – более 24%, то есть, грубо говоря, четверть. Доходы верхнего дециля «богатых» превосходят доходы нижнего дециля «бедных» почти в шесть раз. Этот показатель их соотношения в статистике принято называть коэффициентом фондов, и в последние десять полных лет он колеблется примерно в том же диапазоне – 5,6-6 раз. Иной была картина в начале века – в 2011 году верхний дециль имел доходы в 8,8 раза больше, чем нижний.
Сейчас, в I квартале 2024-го, самый высокий коэффициент фондов отмечается в Алматы (разница в 6,8 раза), самый низкий – в Мангистауской области (в 2,7 раза). Разница набегает за счет большого разрыва между самыми обеспеченными жителями двух регионов: в мегаполисе средний показатель для верхнего дециля составляет 328 тыс. тг в месяц, в западной области – около 140 тыс. тг. А вот цифры по наименее обеспеченным группам почти не отличаются, в Алматы они даже немного меньше.
Считаем бедных
Кстати, что с казахстанцами с по-настоящему низкими доходами – ниже величины прожиточного минимума (ВПМ), которая определяет в официальной статистике уровень бедности?
Сам прожиточный минимум – стоимость минимальной потребительской корзины товаров и услуг – в I квартале равен 48 370 тг по РК в целом, с отличиями по регионам. Правда, нужно учитывать, что для оценки бедности необходимый уровень дохода в конкретных домохозяйствах корректируют: подсчеты зависят от размера семьи и учитывают эффект экономии от совместного проживания.
В итоге число казахстанцев, которые имеют уровень доходов ниже прожиточного минимума, сейчас оценивается в 928 тыс. человек – речь о членах 160,5 тыс. домохозяйств. В последние пару лет доля бедных принципиально не меняется, хотя до пандемии уровни были меньше, чем сейчас: показатели полных 2018-2019 года – 4,3%, полных 2020-2023 г. – все выше 5%.
По регионам самая высокая доля населения с доходами ниже ВПМ наблюдается в Туркестанской области – 7,9%, что, кстати, все равно стало лучшим значением за квартал за все время существования этой административной единицы. Меньше всего доля бедных в двух регионах – Карагандинской области и Астане, причем для столицы такой успех дело привычное: чаще всего в лидерах именно она.
Нужно заметить, правда, что и бедное население бедному населению рознь. Среди малообеспеченных домохозяйств есть и те, чьи доходы не дотягивают и до стоимости минимальной продовольственной корзины. Под ней подразумевают определенный набор самых необходимых продуктов.
Людей, чье потребление не дотягивает до такого скромного уровня, по республике все-таки немного. Их доля по стране в целом оценивается в 0,1% населения. По большей части регионов конкретных данных нет – все же цифры основываются на выборочном обследовании. Однако по доступной информации получается, что хуже всего ситуация в области Абай – 0,6% населения. В том же регионе, кстати, бывало и хуже – например, в III квартале 2023-го показатель достигал 1,9%.
В завершение разговора о неравенстве еще раз заметим, что принятый в казахстанской статистике подход к определению уровня бедности – не единственный возможный. Например, Всемирный банк (ВБ) использует в своих подсчетах уровень дохода на человека в день, причем в таком виде, который позволяет сравнивать разные государства. Для таких экономик как наша используется отметка в $6,85 – но это условный уровень, потому что в каждой стране он корректируется с учетом уровня цен, по паритету покупательной способности.
Последние конкретные данные у ВБ доступны по состоянию на 2021 год, тогда эти условные $6,85 соответствовали примерно 1100 тг. В соответствии с этим уровнем Всемирный банк определял долю бедности в Казахстане в 10,6%, а БНС по итогам того же года насчитало 5,2%.
Более актуальные данные у ВБ есть только в виде оценки. В недавних подсчетах организация определила показатель бедности в нашей стране в 2023 году на уровне в 8,8%, а на 2024 год прогнозирует 7,9%. Динамика выглядит оптимистично.
Впрочем, какими бы ни были формальные оценки в любой статистике, само население субъективно может оценивать свое благополучие иначе. Все тот же Всемирный банк уже несколько лет проводит в стране исследование социально-экономического благосостояния граждан с выразительным названием «Слушая Казахстан». Выборка, кстати, поменьше, чем у нашего БНС, – около полутора тысяч домохозяйств за один месяц. По последним опубликованным данным на декабрь 2023-го, на прямой вопрос «Считаете ли вы свое домохозяйство бедным?» утвердительно ответило 22% опрошенных домохозяйств.