Меня не поймать?
Как телефонные мошенники избегают наказания и можно ли им помешать
Опубликовано: 22 октября 2025 г. в 10:47
Казахстанские правоохранители стали все чаще выходить на пособников телефонных мошенников, оказывающих им техническую поддержку. По данным КПСиСУ ГП РК, в январе-сентябре по статье 213 УК РК (Неправомерное использование программ, позволяющих изменять идентификационный код абонентского устройства) зарегистрировано 53 правонарушения. За год показатель вырос сразу в шесть раз. Однако непосредственные организаторы преступлений все так же уходят от уголовной ответственности. В большом материале DataHub разбираемся, как у них это получается и что делают власти, чтобы предотвратить новые мошенничества.
Один сценарий
Судя по сообщениям из открытых источников, задержания людей по статье 213 УК РК происходят примерно по одному и тому же сценарию. Правоохранители при помощи операторов сотовой связи определяют предполагаемое место совершения преступления, причем нередко таким местом выступают съемные квартиры. Прибывая туда, они обнаруживают SIM-боксы, компьютеры, модемы, роутеры, смартфоны — список может разниться, но SIM-боксы в нем присутствуют всегда. Помимо оборудования, сотрудники правоохранительных органов в большом количестве находят SIM-карты местных операторов сотовой связи — их счет может идти на сотни, а в некоторых случаях даже на тысячи.
Далее оборудование, используемое в незаконных целях, и многочисленные SIM-карты изымаются. Пойманные с поличным люди задерживаются. Их показания звучат похоже. Как правило, подозреваемые рассказывают, что "работу", заключающуюся в настройке и подключении SIM-боксов, а также замене SIM-карт в слотах, находили в соцсетях. Оборудование им доставляли курьеры, все указания от "работодателей" поступали удаленно.
В итоге задержанным также вменяют пособничество в мошенничестве (статьи 28, 190 УК РК). Наказание за пособничество в мошенничестве такое же строгое, как и за само мошенничество (статья 29 УК РК).
Что в коробочке?
Следует подчеркнуть, что само по себе использование SIM-боксов наряду с VoIP-GSM-шлюзами (чуть ниже разберемся, чем они отличаются) еще не является незаконным. На практике подобные девайсы могут помогать компаниям с офисами, подключенным к IP-телефонии, сокращать расходы на звонки абонентам устройств сотовой связи (такими абонентами могут являться их же сотрудники, партнеры или клиенты). Особенно актуальной эта опция становится, когда мобильный абонент находится в другой стране — в подобном случае компаниям не нужно оплачивать услуги роуминга, звонки с их IP-телефонов на сотовые номера тарифицируются как местные. Также подобное оборудование может значительно оптимизировать работу call-центров за счет массовой автоматической генерации звонков и SMS.
Для ясности, IP-телефония — это передача голоса через интернет (IP расшифровывается как Internet Protocol, или интернет-протокол). IP представляет собой набор правил для обмена информацией, которые используют разные устройства. Чтобы эти устройства находили друг друга в сети, нужны IP-адреса. Именно они и применяются вместо традиционных телефонных номеров в IP-телефонии. По IP-адресу провайдер может определить точное местонахождение того или иного абонента IP-телефонии.
IP-телефонию также называют VoIP-телефонией. VoIP (Voice over Internet Protocol, в переводе — голос по интернет-протоколу) — это технология, которая позволяет передавать голос через интернет, без использования телефонных проводов и аналоговой АТС. Наиболее популярным протоколом VoIP-телефонии является SIP (Session Initiation Protocol, что переводится как протокол установления сеанса). SIP используют для организации мультимедийных сессий, таких как голосовые и видеозвонки, обмена сообщениями и безопасной видеоконференцсвязи.
Надо сказать, что возможностями IP-телефонии пользуются не только бизнес, но и все интернет-пользователи. По сути, IP-телефоном может служить любой современный смартфон, компьютер или планшет. Среди распространенных VoIP-приложений можно перечислить WhatsApp, Telegram, Zoom, Google Meet, Microsoft Teams.
Но вернемся к SIM-боксам и VoIP-GSM-шлюзам. В обиходе эти два понятия нередко смешиваются — многоканальный VoIP-GSM-шлюз ошибочно называют SIM-боксом (многоканальные шлюзы могут работать с десятками SIM-карт одновременно). Но с технической точки зрения SIM-бокс и VoIP-GSM-шлюз — это все же разные вещи.

Слева — многоканальный VoIP-GSM-шлюз, справа — SIM-бокс. Изображение: сеть Интернет
VoIP-GSM-шлюз транслирует телефонный сигнал из IP-сетей в сотовые сети и обратно, то есть из IP в GSM, из GSM в IP. Для этих целей он оснащен разъемом для подключения интернет-кабеля и одним или более слотом для SIM-карт. SIM-бокс же представляет собой отдельное устройство, которое агрегирует множество SIM-карт в одном корпусе и может подключаться к шлюзу по сети. SIM-боксы используют, чтобы увеличить производительности VoIP-GSM-шлюзов за счет расширения количества доступных SIM-карт.
Важно: чтобы трафик из IP-сетей перешел в GSM-сети конкретной страны, следует использовать активированные SIM-карты местных операторов сотовой связи. Таким образом абонент, получающий IP-звонок, преобразованный посредством VoIP-GSM-шлюза в GSM-звонок, увидит на экране своего смартфона телефонный номер абонента местного оператора сотовой связи.
Орудие преступления
Но как VoIP-GSM-шлюзы и SIM-боксы превращаются в орудия преступления? Понять в общих чертах суть преступной схемы может помочь обвинительный приговор, который мы обнаружили в открытой базе судебных актов.
Согласно упомянутому приговору, осужденному жителю Талдыкоргана вменялся запуск в эксплуатацию и обеспечение бесперебойной работы VoIP-GSM-шлюза с 32 ячейками для SIM-карт, полученного от мошенников через курьерскую службу. Чтобы произвести запуск, он скачал приложение для подключения оборудования к удаленному доступу и управлению. Месячное вознаграждение от "работодателей", с которыми переписка велась в мессенджере Telegram, составляло $70.
"Данное устройство подключения к интернет-сети использует услуги связи, скрывая свои IP-адреса. Тем самым данное программное обеспечение позволяет изменить идентификационные коды абонентского устройства сотовой связи...", — говорится о принципе работы мошеннического оборудования в описательной части приговора суда.
Жителя Талдыкоргана приговорили по статье 213 УК РК к одному году ограничения свободы. Организаторы схемы ушли от ответственности — их личности следствие не установило.
Как следует из материалов СМИ, физически телефонные мошенники могут находиться в других странах. SIM-боксы (в действительности речь может идти и о VoIP-GSM-шлюзах), работающие на нелегальном ПО, им нужны для анонимизации звонков. При этом анонимность также достигается посредством регистрации фейковых аккаунтов в мессенджерах Telegram и WhatsApp, для чего в том числе используются многочисленные активированные SIM-карты местных операторов сотовой связи.
Таким образом, активированные SIM-карты являются таким же неотъемлемым звеном преступной схемы, как и VoIP-GSM-шлюзы/ SIM-боксы. Но где мошенники берут SIM-карты в неограниченном количестве? Обманывать казахстанцев, судя по заявлениям генеральной прокуратуры, им помогают отдельные сотрудники операторов сотовой связи. Последние массово регистрируют SIM-карты на абонентов без ведома самих абонентов.
Впрочем, на помощи мошенникам попадаются и рядовые граждане. Согласно одному из публично известных кейсов, двое задержанных жителей области Жетысу занимались активацией и продажей SIM-карт, которые позже использовались для регистрации в мессенджере WhatsApp. Ежедневно подозреваемые регистрировали до 100 SIM-карт и продавали их через Telegram-каналы по цене от 500 до 1500 тенге за единицу.
Безуспешная борьба
Борьба с телефонным мошенничеством в Казахстане идет не первый
год. Очевидно, наблюдаемый всплеск регистрации правонарушений по статье 213 УК
РК, является ее частью. Что примечательно, конкретно в этом направлении
правоохранители активизировали работу в прошлом году. В более ранние годы
регистрация правонарушений по статье 213 практически отсутствовала.

По всей видимости, участившиеся задержания людей, обслуживающих оборудование мошенников, стали следствием более тесного взаимодействия правоохранителей с операторами сотовой связи. Согласно публикациям СМИ, последние выработали алгоритмы по пресечению работы мошеннических SIM-боксов.
Для полноты картины нужно сказать, что налаживать контакт с операторами правоохранители начали относительно недавно. Так, в сентябре 2022 года генпрокурор РК Берик Асылов сообщал, что к ноябрю-декабрю того же года окончательно завершится интегрирование баз данных антифрод-систем сотовых операторов. Это было нужно для того, чтобы организовать процессы блокирования звонков с подменных номеров, осуществляемых посредством IP-телефонии.
Судя по сообщениям МВД, подобная работа незамедлительно принесла свои плоды — к 1 июня 2023 года было заблокировано 34 млн мошеннических звонков (шесть месяцев 2022 года плюс пять месяцев 2023 года). В сентябре 2025 года сообщалось, что с ноября 2022 года было заблокировано в общей сложности 66,9 млн вызовов от злоумышленников.
Однако не все мошеннические звонки блокируются. В конце 2023 года Минцифры сообщало, что обходить блокировки злоумышленникам удается за счет звонков из мессенджера WhatsApp с анонимных аккаунтов, зарегистрированных с использованием активированных казахстанских SIM-карт. В других случаях обхода блокировок мошенники применяют специальные программы IP- и SIP-телефонии, которые позволяют заменить свой номер на любой другой и изменить информацию о себе, высвечивающуюся у принимающего звонок абонента.
В январе 2025 года на проблему обратила внимание депутат сената Жанна Асанова.
"В комплексе SIP-телефония и SIM-боксы позволяют мошенникам обходить систему мониторинга, задавать ложную локацию и IMEI-коды абонента, создавать несуществующие виртуальные аккаунты, преобразовывать обычный звонок в интернет-сигнал", — говорила она на пленарном заседании верхней палаты парламента.
Несмотря на все усилия по блокировке, регистрация телефонных
мошенничеств только набирает обороты. Например, согласно данным правовой статистики, в
январе-сентябре число зафиксированных правонарушений, попадающих под
определение интернет-мошенничества и совершенных с использованием звонков/СМС
якобы от банковских организаций (статья 190 УК РК), выросло г/г в 2,2 раза — с
2,3 тыс. до 5 тыс. Сроки расследования по уголовным делам о 3,4 тыс. из 5,1
тыс. (65%) находившихся в производстве правонарушений были прерваны из-за того,
что не удалось установить личность подозреваемого либо место его пребывания.

Кстати, привлечь к ответственности пособников телефонных мошенников, задействованных в схемах с VoIP-GSM-шлюзами/ SIM-боксами, тоже удается не всегда. В январе-сентябре в 13% случаев следствию так и не удалось выйти на следы преступников.
Корень зла
По мнению упомянутой выше депутата Жанны Асановой, безнаказанно совершать преступления телефонным мошенникам позволяют законодательные лазейки.
"Обязательная регистрация абонентских устройств идет через SMS c указанием ИНН без фактической идентификации анкетных данных владельцев устройств. В результате любой человек может указать чужой ИИН и использовать номер телефона для совершения преступлений... Сегодня государство позволяет заниматься SIP-телефонией любому желающему. А SIM-бокс машины свободно завозятся в страну", — оглашала она свой депутатский запрос на имя премьер-министра РК в январе 2025 года.
В качестве решения депутат предлагала принять принять кардинальные меры. Среди основных можно перечислить введение биометрической и анкетной верификации при регистрации SIM-карт; включение SIP-телефонии в перечень лицензируемых видов деятельности; контроль импорта SIM-бокс машин; введение ответственности за нелицензированное использование SIP-телефонии и SIM-бокс машин.
Ответ на депутатский запрос премьер-министр РК Олжас Бектенов дал в марте, по прошествии чуть более месяца. По его словам, правительство не сидит сложа руки. Профильное ведомство (ныне — министерство ИИ и цифрового развития) еще до оглашения запроса разработало нормы, которые исключат законодательные лазейки. На тот момент мажилис уже одобрил их в первом чтении.
Изменения планировалось внести в законы "О связи" и "О разрешениях и уведомлениях". В каком-то смысле правки оказались даже несколько шире тех мер, что предложила депутат. Правда, одного они все же не учитывали — введения ответственности за незаконный ввоз и применение GSM-шлюзов. На тот момент Олжас Бектенов заверял, что этот вопрос "прорабатывается дополнительно".
Изменения в закон "О связи" вступили в силу 31 августа 2025 года. Теперь биометрическая идентификация является обязательной для заключения договора об оказании услуг сотовой связи; на один ИИН можно оформить не более 10 абонентских номеров; ввоз, регистрация, реализация и применение GSM-шлюзов (SIM-боксов) должны осуществляться только операторами связи, имеющими лицензию на предоставление услуг в области связи.
Кроме того, операторы сотовой связи обязаны иметь внутренние антифрод-системы и блокировать несанкционированный трафик. Поправки также определяют взаимодействие операторов сотовой связи с антифрод-центром Нацбанка РК. Операторы должны приостанавливать оказание услуг абонентским номерам, с которых осуществлялись звонки с признаками мошенничества. То же самое им следует делать и при получении информации о подобных фактах от антифрод-центра Нацбанка.
Что касается включения услуг IP-телефонии в перечень лицензируемых видов деятельности, пока что этого не произошло. На настоящий момент подобный вид лицензий операторов связи в перечне разрешений первой категории закона "О разрешениях и уведомлениях" не упоминается (разрешение первой категории, по сути, и является лицензией). Исходя из этого, следует полагать, что ответственность за нелицензируемое использование VoIP-GSM-шлюзов/SIM-боксов тоже еще не внедрена.
Таким образом, к настоящему моменту уже сделано несколько важных шагов, которые по меньшей мере серьезно усложнят работу мошеннической схемы. Прежде всего, речь идет о внедрении биометрической идентификации при активации абонентских номеров и ограничении на их продажу по количеству. Очевидно, что без массового неконтролируемого использования активированных SIM-карт схема не будет работать в прежних масштабах. Между тем по факту оценивать эффективность принятых мер еще рано — с момента введения поправок в действие прошло слишком мало времени, меньше двух месяцев.
Просмотры: 496
